В России гражданское общество полностью не сложилось, оно
находится в стадии становления. На этом этапе важно изучить зарубежный опыт и
эффективно использовать его при построении гражданского общества в нашей стране.
Опыт Европы во многом вторичен при всей своей самостоятельности, поскольку
европейцы в вопросах формирования гражданского общества после второй Мировой
войны опирались на практику и помощь США, где эти вопросы исследовались как
теоретически, так и реализовывались практически, ибо общеизвестно, что в США
сегодня одна из самых развитых структур гражданского общества в мире, в которой
миллионы граждан занимают активную позицию, участвуют в работе множества
неправительственных организаций, в том числе, принимая ряд функций, которые в
европейских странах осуществляются государственными учреждениями. При этом в
Европе активно поддерживаются гражданские инициативы, направленные на
дальнейшее развитие общественных структур, как на муниципальном, так и на общегосударственном
уровне - это и общественные объединения, занимающиеся гражданскими
политическими правами, защитой прав отдельных социальных групп и оказанием
содействия в их реализации (Human Rights Watch, International Amnesty,
International Society for Human Rights). Вместе с тем, понимание гражданского
общества включает обязательное наличие обратных связей, когда общественное
мнение через НПО и СМИ оказывает реальное воздействие на позицию и политику
государств (отношение к межэтническим конфликтам, возникавшим на Балканах,
Восточном Тиморе, Филиппинах, Ближнем Востоке и целом ряде других мест),
влияние на экологическую безопасность в странах Европы, улучшение условий
содержания заключенных-, недопущение пыток, негуманного обращения и т.д. В
России с одной стороны существуют достаточно развитая сеть НПО и независимые
СМИ, но нет надлежащей обратной связи, т.е. к мнению представителей
гражданского общества прислушиваются как правило тогда, когда государственным
структурам это выгодно; если же это не выгодно, просто игнорируется проблема и
значительная часть населения остается пассивной. Это говорит о том, что при
сформировавшейся достаточно активной и многочисленной прослойке реально
формирующегося гражданского общества в России, значительная часть населения до
конца не понимает важности решения этой задачи, либо имеет о ней самое смутное
представление. И здесь важен опыт стран Запада, их помощь, поддержка, путем
распространения знаний, благодаря изданию соответствующих материалов,
проведению обучающих информационных мероприятий, конференций, семинаров,
конкурсов и пр.[1]
В Западной Европе выделение гражданской индивидуальности, ее
высвобождение от коммунальных, коллективистских атрибутов заняли столетия. М. Вебер
в работе "Протестантская этика и дух капитализма", опираясь на
огромный исторический материал, показал, какую роль в этом процессе играли
религиозные учения сектантского аскетического пуританизма, его своеобразная
практическая философия. В ее рамках сформировалась концепция индивида,
обладающего собственной метафизической и моральной ценностью. Из таких
индивидов в дальнейшем возникли "деловые клеточки" западного
общества. "Деловые клеточки западнизма,- отмечает А. Зиновьев,- возникали
и до сих пор возникают главным образом по инициативе частных лиц, на их
средства, на их страх и риск, т. е. "снизу". Эти лица сами решали и
решают, чем должна заниматься (на чем специализироваться) создаваемая ими
клеточка, как сбывать продукты ее деятельности. Деловые клеточки обладают
известной автономией в своей деятельности. Их организаторы и распорядители
суверенны в принятии решений. Конечно, это суверенитет, ограниченный рамками
законов и традиций, а также взаимоотношениями друг с другом. Но ведь и
"национальные государства" не обладают абсолютным суверенитетом".
Таким образом, основным признаком западного общества является то, что в нем
впервые в истории появилась возможность для формирования человека как
индивидуализированной личности не в порядке исключения, а в массовых масштабах.
В этом смысле западное общество резко отличалось от "традиционных"
(восточных) цивилизаций, в которых интересы индивидов и групп всегда были
опосредованы государством, подчинены ему. Огромную роль в развитии идеи
гражданского общества сыграли американские ученые. Американский специалист Томас
Каротерс выделил основные преимущества гражданского общества, исходя из опыта
США и других иностранных государств. НКО – ядро гражданского общества. НКО
действительно играют важную и возрастающую роль в разных странах. Они формируют
политику, способствуют росту гражданской инициативы и т.д. Однако во многих
странах в т.ч. в России НКО по своему влиянию уступают традиционным институтам
гражданского общества (религиозные организации, профсоюзы, другие объединения),
которые обычно имеют в обществе более стабильную позицию и более надежные
источники финансирования.
Сильное гражданское общество – залог демократии
Активное гражданское общество действительно играет ценную
роль в развитии демократии. Оно дисциплинирует государство, обеспечивает
серьезность рассмотрения интересов граждан. Однако в истории есть примеры,
показывающие, что сильное гражданское общество так же может стать причиной
опасных политических ошибок. В 20-30-е годы прошлого столетия в Германии
чрезвычайно активной была общественная жизнь, множество людей принадлежало к
разнообразным профессиональным и культурным организациям. Слабые
государственные институты кайзерской Германии не смогли достойно ответить на
запросы, идущие к ним со стороны гражданских организаций, что вынудило
последних перенести свои симпатии на нацистов.[2]
Демократия – залог сильного гражданского общества
Гарантий таких нет. Япония на протяжении половины столетия
была и остается стабильной демократией, сохраняя при этом относительно слабое
гражданское общество. Во Франции, тоже, гражданское общество занимает одно из
последних мест по сравнению с мощным государством.
Гражданское общество – необходимое условие экономического
успеха
Часто рассматривают гражданское общество как гарантию не
только политического благополучия, но и экономического успеха. По их мнению,
активное, сильное гражданское общество может внести полезный вклад в решение
проблем экономической политики, облегчить развитие частной инициативы, помочь
предотвратить чрезмерное вмешательство государства в экономику. На практике,
однако, взаимосвязь экономического роста и наличия гражданского общества не
настолько прямолинейна. Сравним два случая. Южно-корейское экономическое чудо
было построено на основе подавленного гражданского общества, в особенности
трудового сектора. Только в 1980-е годы, когда стало очевидно, что можно
ослабить военный режим, гражданское общество получило возможность развития.
Союзы, студенческие ассоциации, религиозные организации воспользовались этой
возможностью и предприняли максимум усилий для демократизации. Эти группы дали
толчок к становлению одной из самых быстроразвивающихся экономик за последние
50 лет. В противоположность этому, Бангладеш – это страна с развитым гражданским
обществом, с тысячами НКО, групп интересов, и организаций социальной службы,
действующих на государственном и местном уровнях. Однако это многообразие НКО,
далеко не новшество для Бангладеша, не привело к росту общественного
благосостояния.
Гражданское общество не берет деньги у правительства. Когда
институты гражданского общества в условиях диктатуры выступают за свободу,
ключевой элемент их политической честности – полная независимость от
правительства, как финансовая, так и любая другая. В странах с демократическим
режимом действует совсем иная система правил. Многие элементы гражданского
общества финансируются правительством. В западной Европе, например, широко
распространена правительственная поддержка гражданского общества, в том числе и
групп, которые бросают правительству вызов, например организации по защите
окружающей среды, союзы борьбы за права человека. Даже в Соединенных Штатах,
правительственное финансирование гражданского общества сильно превосходит
предполагаемые размеры. «Сравнительный анализ некоммерческого сектора»,
спонсируемый университетом Джонс-Хопкинс, показал, что «…правительство является
практически в два раза большим источником дохода для американских
некоммерческих организаций, чем частные вклады, несмотря на наличие в Америке
множества фондов и программ финансирования». Развитие гражданского общества
означает снижение роли государства. Если в странах Восточной Европы термин
"гражданское общество" использовался в основном в качестве знамени в
борьбе с коммунистическим режимом, то западные исследователи рассматривали, что
же представляет из себя это общество. Так, Michael Walzer (1995а) определяет
гражданское общество как "пространство свободных ассоциаций индивидуумов,
а также набор сетей взаимоотношений, образованных на основе семьи, веры,
интересов и идеологии и заполняющих это пространство". Однако, как
справедливо комментирует Terry Nardin (1995), характер этих взаимоотношений
зависит от разделяемых ценностей. Поэтому понятие гражданского общества может
иметь как либеральную, так и коммунитариаристскую интерпретацию, в зависимости
от того, берется ли за основу свобода индивидуума или солидарность ассоциаций.
Растущее внимание к проблематике гражданского общества и деятельности
организаций третьего сектора характерно не только для стран, претерпевающих
непростые процессы посткоммунистической модернизации, но и для стран с
устойчивой демократической системой. В последнем случае именно на примере
негосударственных организаций, эффективно решающих сложные проблемы, и не
извлекающие для себя при этом прибыли, многие аналитики пытаются найти выход из
старой дилеммы: эгоистический эгоизм - обезличивающий коллективизм. Важность
"протестантской этики" в становлении капиталистического общества
подчеркивал в своих работах уже Макс Вебер. В последнее время в Америке
появилась концепция "социального капитала", наличие которого, подобно
капиталу экономическому, делает нацию энергичной и преуспевающей и наоборот.
При этом в поисках "исчезающего социального капитала" (буквальный
перевод названия одной из статей), исследователи обращаются именно к
волонтерским неприбыльным организациям, организациям "третьего
сектора". Другое направление общественной мысли, получившее свое развитие
преимущественно в США и также пытающееся выйти за пределы "заколдованной"
антиномии индивидуализм-коллективизм, носит имя "коммунитариаризм",
которое происходит, естественно, не от революционной коммуны, а от
"community", понятия, которое лучше переводится не словом
"община", а термином "сообщество". Здесь также придается
большое значение этическим принципам, носителями которых являются добровольные
сообщества людей, как правило, связанные с их непосредственным местом
жительства. Интересно, что в рамках коммунитариаризма смогли объединиться как
правые республиканцы, мечтающие о возрождении подлинно американских духовных
ценностей, так и левые либеральные демократы, видящие в коммунитариаризме
разумную альтернативу идеям социализма. Гражданское общество проходит в своем
развитии ряд этапов, имеет свои особенности в каждой отдельной стране. Так,
скажем для Западной цивилизации, при формировании гражданского общества, были
характерны воздействия протестантской этики труда и индивидуализации
общественной сферы. А опыт становления гражданского общества в некоторых
странах Дальнего Востока (Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Япония и т.п.)
свидетельствует, что его развитие возможно без индивидуализации западного типа
и при усилении издавна существовавшей модели культуры (религии) – например, на
базе конфуцианства – и сохранении традиционных политико-психологических
феноменов поведения.
В США в последние десятилетия наряду с различными формами
организации партнерства государства со штатами и бизнес-структурами активно
развиваются формы общественного (социального) партнерства в управлении
природопользованием и природоохраной путем создания различного рода
негосударственных (неправительственных) и неприбыльных организаций и ассоциаций
(non-government and non-profit organizations and associations - NGOs). В стране
действуют сотни подобных общественных организаций, которые ориентируют свою
деятельность на различные иерархические уровни управления - международный,
национальный, секторальный, региональный, муниципальный и др. Таким образом,
Запад (в большей степени США) далеко ушел в развитии гражданского общества. В
западных странах создано большое количество общественных организаций, которые
играют важную роль в политической системе. Данные организации составляют основу
гражданского общества.
Пожарская С.П., Намазова А.С. Основные этапы
формирования гражданского общества в странах Западной Европы и России в XIX-XX
веках // Новая и новейшая история. 2006. - №3. С. 15-29.3
|