Джон Локк
(1632-1704 гг.) относится к плеяде классиков политической мысли Англии нового
времени. В произведении "Два трактата о правлении" (1690 г.) Локк подвел итог
предшествующему развитию методологии и содержанию теории "естественного
права", государства и "гражданского общества".
Важная особенность учения
Локка в том, что он обосновывает идею прав и свобод человека, существовавших в
догосударственном состоянии общества. Естественное состояние, по Локку,
"состояние полной свободы в отношении действий и распоряжения своим
имуществом и личностью", "состояние равенства, при котором всякая
власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого".
Для Локка естественное
состояние носило общественный характер, исторического предшественника во времени
гражданскому обществу. Для создания гарантий естественных прав и законов, писал
Локк, люди отказывались от права самостоятельно обеспечивать эти права и
законы. В результате общественного договора гарантом естественных прав и свобод
становится государство. Но... "абсолютная власть, у кого бы она ни
находилась, - замечает Локк, - весьма далека от того, чтобы быть видом
гражданского общества; она настолько же несовместима с ним, как рабство с
собственностью".
Основоположник либерализма
Дж. Локк впервые поставил личность выше общества и государства, а свободу —
выше других ценностей. Свобода понималась им как свобода от вмешательства
извне, со стороны государства. Будучи разумными, люди, по мнению Дж. Локка,
заключают между собой общественный договор, т. е. создают гражданское
общество. Оно формирует ряд защитных структур, которые располагаются между
индивидом и государством. Основой свободы индивида, гарантией его политической
самостоятельности, по Дж. Локку, является частная собственность.
В отличие от правительства,
которое может быть отстранено или даже уничтожено, общество всегда сохраняется
со своими естественными правами и законами. Высшим сувереном в обществе
является народ со своими негосударственными институтами. Государство в
трактовке Локка с момента своего образования хотя и приобретает по соглашению
суверенитет общества, но не может полностью стать над ним в интересах узкой
группы лиц или одной личности. Договорные законы гражданского общества
отказывают государству в вечности.
Жан-Жак Руссо
(1712-1778 гг.) также показывает гражданское общество как общество,
преобразованное в государство, уточняя при этом с помощью общественного
договора. В работе "Об общественном договоре, или Принципы политического
права" Руссо, провозглашая народный суверенитет, обосновывает право народа
на свержение абсолютизма и отчуждение от власти демократически избранного
правительства. В этой работе он практически формулирует понятие гражданского
общества, отмечая при этом, что сущность политического организма заключается в
согласования повиновения и свободы.
На основе своих соображений о
характере общественного договора Ж.Ж. Руссо создает учение о народном
суверенитете и демократии. "Только общая воля, - пишет он, - может
управлять силами государства".
Народный суверенитет
проявляется в издании законов, в реальном контроле народа за своими
уполномоченными и исполнительной властью. Руссо намеревался найти такую форму
общественного объединения граждан, которая защищала и ограждала общей силой
личность и имущество каждого из членов этой ассоциации. Эта ассоциация, как
юридическое лицо, замечает Руссо, раньше именовалось "Гражданской общиной,
ныне же именуется Республикою, или Политическим организмом: его члены называют
этот Политический организм Государством... что до членов ассоциации, то они в
совокупности получают имя народа, а в отдельности называются гражданами как
участвующие в верховной власти и подданными как подчиняющиеся законам Государства".
М. М. Сперанский (1772—1839 гг.). По его мнению, возникновение гражданского общества
связано с переходом родового общества от кочевой жизни к оседлой. Гражданское
общество возникает: 1) в результате «сложения двух или более родовых обществ в
один союз»; 2) при условии их перехода к оседлой жизни; 3) в результате
«образования власти предержащей, то есть... образования власти законодательной
и управляющей. В гражданском обществе «власть родоначальников... сливается в
одну власть старейшин или начальства... а подчиненные ее суть сограждане».
Гражданское общество называется гражданским потому, что «верховная власть его и
все учреждения обыкновенно сосредоточиваются в городах с большим или меньшим пространством
подведомых им земских владений».
|